Среда, 25.04.2018, 17:16

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Категории раздела
Информационный блок [11]
Всё о нас и нашей активной творческой деятельности
Структура [0]
Отделы и объединения
Меню сайта
 Информация
Главная » Статьи » Информационный блок

Что такое хорошо и что такое плохо...

В мире 1500 словарей. Словарь орфографический, толковый, медицинский, спортивный, иностранных слов, юридический, юного рыболова…

Для чего нужны словари? Для того, чтобы дать пояснение, понятие по тому или иному слову. К этому огромному количеству словарей относится и «Словарь этики юных мыслителей и их родителей», или словарь  нравственных понятий, авторы его - обучающиеся детской телестудии «Гном» и их родители.

Почему именно детская телестудия «Гном»?

Да потому, что именно здесь, юные журналисты учатся думать, анализировать и писать.

А еще потому, что телестудия - одно из первых объединений Дворца, которая работает в режиме эксперимента.

Почему именно словарь?

Потому что это интересный по форме и по содержанию способ организации совместной деятельности детей и взрослых, способ формирования нравственного сознания.

Словарь выдержан в классических традициях: есть обложка, 24 страницы, каждое понятие выделено, написано в именительном падеже, в единственном числе, дано подробное объяснение.

Как и положено, в словаре, первое понятие написано на букву А. В Словаре юных мыслителей оно начинается со слова аккуратность (Аккуратность – это правильное отношение к своим вещам. Пример аккуратности – моя бабушка. Белкина Юля, 12 лет),  последнее слово на букву Я — ярость (ярость – это злость, умноженная на гнев. Исмаева Гузель, 15 лет).

        75 понятий написаны детьми, 36 их родителями. Время работы над словарем - 1,5 года. Самому маленькому автору - 10 лет. Это Шарипова Айгуль. Самому взрослому — 53 года. Это бабушка Юлии  Белкиной, Бровкина Татьяна Васильевна и мама Идиатуллина Даниса - Идиатуллина Альфия Минихаировна.

Метод создания словаря — исследовательский. Это метод воздействия на детей. Не делая этику предметом учебной дисциплины, создать условия нравственного развития детей – главная цель создания словаря. Исследование раздвигает рамки предмета и открывает возможности содействия нравственному росту детской души. Помочь ребенку определить круг его ценностных ориентаций — немаловажная задача этого педагогического исследования.

Мышление наших детей — новая грань давно забытого понятия. Например: слово мечта в словаре С.И. Ожегова - это нечто, созданное воображением, мыслью представляемое, а в нашем «Словаре юных мыслителей»,  мечта - это крылатый полет в будущее,  когда человек думает  о будущем  или мечтает, то он как бы летает в облаках. Мечты, как правило,  сбываются.

Еще один пример — любовь в «Словаре по этике» (под редакцией А.А.Гусейнова и И.С.Кона) - это чувство, трудно поддающееся формальному определению, а в «Словаре юных мыслителей» - это чувство свободы и полета.

Каждому из детей предстояло дать точное определение этическим понятиям, таким позитивным как добро, справедливость, друг, милосердие, сострадание и негативным — зло, жадность, наглость, эгоизм и т.д.

      Древний мыслитель Конфуций писал, что от незнания к знанию ведут три пути:

1. Путь размышления — самый благородный;

2. Путь подражания — самый легкий;

З. Путь опыта — самый тяжелый.

     И только основываясь на самый тяжелый путь, путь собственного опыта юные журналисты писали свои слова, находили им объяснения, хотя было большое желание заглянуть в толковый словарь. В чем трудность? Вся трудность заключается в том, чтобы найти подходящее слово, правильно сформулировать свою мысль. Обычно, толкование у детей приходило по инерции, например: «совесть - это человек, который никогда не врет», или «храбрость - это когда никто не боится». В понятии отсутствует логика, затруднен подбор слов, поэтому развитие речи, логического мышления происходят только тогда, когда дети не боятся высказываться и объяснения понятия ищут в своих поступках и поступках окружающих, приводят факты из жизни, проецируют их на себя и задумываются: хотел бы я испытать это на себе. Таким образом, происходит формирование духовных потребностей, а значит формирование нравственного сознания личности.

Вот как журналисты вместе с педагогом работали над понятиями: милосердие, сострадание. Бывали ли вы когда-нибудь  милосердны, проявляли ли вы сострадание к человеку, как воспринимали ваше милосердие и сострадание окружающие?  

      После дискуссий и работы в группе получилось:  

Милосердие – это сочувствие, сопереживание и помощь. Слово «милосердие» составлено из двух частей «мило» и «сердие», что очень похоже на словосочетание милость сердца. А человек с милостью в сердце может помогать и делать добро всем. Кучерова Аня, 17 лет.

Сострадание – это понимание сердцем чужого горя. Шамина Аня, 12 лет.

Одно и то же понятие дети объясняют по - разному. Например:

мудрость - это знания, опыт обычно пожилых людей или аксакалов. Они, умудренные опытом. Бабинцев  Павел, 14 лет. 

Или – мудрость - отличительная черта человека. Мудрость есть не у всех. Мудрый  человек - это человек, который думает  на несколько шагов вперед. Я считаю, что можно прожить 20 лет, много повидать и многому научиться.  Тиморшина Карина, 14 лет.

       Групповая форма работы - лучший способ воспитания и проявления лучших человеческих качеств: способности к сопереживанию, душевной щедрости,  внимательности к другому человеку, дружелюбия. Работа в группе дает детям чувство равенства и собственного достоинства и является самым сильным мотивом обучения.

Свободное обсуждение на занятии с педагогом, друг с другом, дома, в семье, служит поиску и осознанию собственного «Я», поднимает самоценность нравственного опыта детей и повышает уровень эмоциональной готовности к нравственным поступкам.

Вот, что пишет о Словаре юных мыслителей юный журналист Солодилова Руся: «Составление сборника было очень увлекательным. Поразило то, что на повседневные слова зачастую было сложно найти верное и красивое объяснение. Теперь я  лучше понимаю значение многих слов. Словарь учит жить хорошо и не делать плохо».

В работе с детьми использовались следующие педагогические приемы:

- создание условий, в которых проявляются индивидуальные способности, знания, умения, навыки;

- создание атмосферы понимания и доброжелательности, без критических замечаний и негативных оценок;

- мягкое ненавязчивое формирование понятий;

- поощрение высказывания оригинальных идей;

- предоставление детям возможности активно задавать вопросы;

- осуществление наблюдения за деятельностью детей (их реакция, действия, интерес, тщательность выполнения).

Семьи подтягивались и вовлекались в духовные поиски и работу нравственного сознания их детей. Взрослые писали понятия с позиции своего возраста. Они эмоционально приняли работу над этим Словарем.

Карина Тиморшина пишет: «Активное участие в работе принял мой папа Тиморшин Борис Канафиевич. Он так увлекся работой, что я еле успевала за его мыслями…»

Человечность – это черта характера хорошего человека, который даже к плохим людям относится душевно. Тиморшин Борис Канафиевич, 38 лет.

Через работу над этическими понятиями шло формирование нравственного потенциала обучающихся детской телестудии «Гном». Под нравственным потенциалом понималось восходящее движение к осознанию норм морали, движение к высшему, - нравственным переживаниям, нравственному сознанию и к нравственным поступкам.

 

Р.S. Коллектив Дворца детского и юношеского творчества города Октябрьский Республики Башкортостан и юные журналисты Образцового коллектива детской телестудии «Гном» поздравляют всех педагогов  с 90-летием системы дополнительного (внешкольного) образования России. И желают Вам

Добра, потому что если человек  добрый, то это хороший человек. А также Вам желаем

Счастья - потому что счастье – это радость жизни. Нет такого человека, у которого нет счастья. У каждого оно свое. И это то, чего вы достигли!!!


Категория: Информационный блок | Добавил: Admin (07.02.2009) | Автор: Золотухина Р. Р. W
Просмотров: 1308 | Рейтинг: 5.0/2
МБОУ ДОД "ДДиЮТ" г. Октябрьский © 2018



Реквизиты Обрнадзора РБ
Обрнадзор РБ
Наш опрос
Вам нравится наш Дворец?
Всего ответов: 629
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0